Интервью с Сергеем periskop о путешествиях на поездах

Интервью с Сергеем periskop о путешествиях на поездах
24.12.16

Сегодня гостем Даши redirupdate стал известный блогер, наш друг и просто хороший человек — Сергей periskop!
Чуть больше года назад, в середине сентября, мы уже беседовали с потрясающим человеком и интересным собеседником – с Сергеем periskop
За этот год Сергей успел совершить масштабное путешествие, проехал Европу по диагонали
Именно об этом и пойдет речь в сегодняшнем интервью.

Можешь рассказать, откуда взялась идея такого маршрута, долго ли ты готовился к путешествию, сложно ли было. Что особенно запомнилось?

1. откуда взялась идея такого маршрута?

Идея бродила в голове давно 🙂 Ведь и Печорская, и Трансполярная магистраль у меня охвачены, увы, не были. И Транссиб, и БАМ, уральские, южно-сибирские железные дороги у меня проезжены — а вот тут был пробел. И его надо было «закрывать». Но не просто бездумно проездить — а хотелось именно в снежное время, чтобы сохранить главное ощущение тех пространств, через которые когда-то были проложены эти настоящие «линии жизни». Но совсем зимой ехать было неудобно — день короток. Поэтому остановились на первой половине апреля: день сильно прибавился, но Обь ещё была во льду, с ледовой переправой, которую мы и хотели протестировать. И снега везде лежали, там это ещё не весна.

А после Нового Года поступило интересное предложение от РЖД, протестировать новые вагоны трансъевропейского маршрута (через 8 стран) Москва — Ницца. И тут внезапно сложился паззл: так ведь это же самая большая европейская диагональ «в рельсах»! От Воркуты и Салехарда до Монте-Карло и Ниццы! Просто он будет из двух частей.
Вот и родилась идея объединить две поездки 🙂

2. долго ли ты готовился к путешествию

да нет, не особо — города вдоль магистрали я изучал по публикациям в Сети ещё раньше, так что понимание маршрута было. Сложней было с координацией покупки билетов и обеспечением стыковки нужных поездов. Поездов на Крайнем Севере мало, удобные билеты выкупаются почти мгновенно. «Ловили» их буквально сразу, прямо с открытием продаж — за 45 суток. И то, не на все самые удобные рейсы смогли взять. Кое-где стыковочное расписание сдвинулось, в Питер прям сразу вернуться не получалось — и на обратном пути пришлось делать световой день в Вологде. Но ничего, и там погуляли хорошо.

А что касается плеча на Ниццу, то я там сильно не заморачивался с маршрутами — когда приехал, просто прошёл пешком полпути до Монако, а затем 2 остановки доехал на электричке. И попал аккурат в людской водоворот — в тот день проходила квалификация Формулы-1 (Гран-при Монако). Там, скорей, иная была сложность: резкие скачки курса евро. Вот они портили подготовку больше 🙂

3. Сложно ли?

Что касается оснащения, то всё давным-давно предусмотрено и отточено. Ведь я периодически предпринимаю ж/д путешествия, и этот маршрут всё же был значительно проще, чем например путь железной дорогой из Питера до Южного Китая, через Забайкальск и Пекин — 13037 км в один конец (2013 год):

4. Особенно запомнилось:

Многое, конечно. Ведь маршрут абсолютно нестандартный. И воркутинская пурга в апреле, на День Космонавтики, засыпанные двухметровым снегом шахтёрские посёлки.
ханты на станции Воркута, вышли с пригородного

пурга в Воркуте на день Космонавтики (12 апреля)

Мамонт в Салехарде, на берегу ледяной Оби. Вышка со звездой в Инте — о ней я ещё не рассказал в жж.

мамонт у замёрзшей Оби, близ ледовой переправы

Печорская магистраль, поезд Воркута — Москва: у нас любопытный сосед в соседнем купе

так снимались виды по пути 🙂

Но был и самый эмоциональный пик — это конечно же Трансполярная магистраль, точней первый её достроенный к 1951 году отрезок (501-я дорога).

Трансполярная магистраль, закат

2-метровый снег в Воргашоре

Представь себе, сперва ты тихо шуршишь по полузасыпанной снегом линии. Небо сливается с землёй и ты как будто плывёшь по синевато-белому бесконечному ковру. Настоящее «Белое безмолвие»… А потом, вдруг, прямо вдоль дороги начинаютсяь зайцы. Белые. Подсвечиваются мягким косым солнцем, оттеняются на белом снегу. Нет, они не бегут от поезда — а просто сидят под разными углами к солнцу. Это-то меня удивляло сильней всего. Сколько ездил поездами, а за всю свою такой эпической картины не видел. Да ещё и в сочетании с полярными куропатками, тоже белыми. Не сказка — а реальность. Вот ради такого и стоит путешествовать. Ведь это — на всю жизнь впечатление.

А с европейского сегмента: в этот раз впервые удалось во всех деталях рассмотреть, как «переобувают» вагоны в Бресте, на польской границе. Даже заснял процесс. Интересны и чешские станции, со старыми австро-венгерскими вокзалами. Очень красив австрийский участок железки, и легендарный Бреннерский перевал в Италию.

наш поезд на станции Инсбрук (Австрия)

Бреннерский перевал, Италия — лежит снег

Вот ты едешь поездом через Вену — там +15. Зеленая травка, солнышко. А через семь часов — снег, мрачные пики Альп, суровая станция с сугробами. Ночь проспал — и утром снова курорт, Средиземное море и яхты, прямо из окна вагона.

А какие получились впечатления итоговые от поездки, после возвращения? Не было некоторой нереальности происходящего, от такой быстрой смены культур и реальностей?

Итоговые впечатления? От пальм Ниццы до полярных просторов 🙂 Именно за этим и ехал, за контрастом: показать себе и читателям, что Европа тоже не маленький континент и достаточно велика. Хотя и нашпигована маленькими государствами. Нереальности не было, я был готов к переменам климата и видов. Для меня очень важно было увидеть именно _постепенность_ смены климатических поясов — так как самолёт такого эффекта не даёт, на нём просто резко «прыгаешь» из одной зоны в другую и не чувствуешь величины пространства.

И вдогонку еще вопрос — какие следующие планы? И просто на поездки, и планируешь что-то еще глобальное?

Я бы предпочёл говорить, скорей, о желательных точках, куда бы хотел попасть в обозримом будущем. Они на разном удалении от Питера. Это Камчатка, Амуро-Якутская магистраль, Северная (Поморская) Польша, Южный Урал, Внутренняя Монголия и Синьцзян в Китае, собственно Монголия. Никогда не бывал в Пскове, его тоже надо специально посмотреть. Что касается «больших» экспедиций, то я их обычно готовлю «молча». Это не потому, что я такой угрюмый и мизантроп, а просто примета такая. «Хочешь насмешить Бога — расскажи ему о своих планах». Было дело, объявлял заранее — а потом планы срывались. Так что, лучше большие поездки готовить спокойно и тихо, заранее внимательно изучая фактуру.

Более подробно послушать про путешествия Сергея, познакомиться с ним лично, задать вопросы можно и тут, в комментариях.
А можно воспользоваться приглашением Сергея для участников spbblog на свою лекцию в Большой зал Русского Географического общества — «Порт-Артур: русское наследие и современность».
Она состоится 19 октября в 18:30 (ПНД), вход свободный. Подробней о ней тут

Огромное спасибо Сергею за интересный рассказ!