Сергей periskop — от Дальнего Востока до Питера

Сергей periskop — от Дальнего Востока до Питера
20.12.16

– За автором того или иного блога всего стоит личность. Как автор блога http://periskop.livejournal.com/ что бы вы хотели, чтобы о вас знали ваши читатели?
Даже не знаю. Вроде бы, что хотел, вынес в профиль. На самом деле это непростой вопрос, сложно ответить. Наверное, лучше начну отвечать на следующие, а там видно будет, что ответить на этот 😀

– Насколько мне известно, вы не из Питера. Расскажите пожалуйста, откуда вы родом и как оказались в Петербурге.
О, это тоже очень непростой вопрос – потому что кратко мне не ответить 🙂

Я не просто так вынес в эпиграф своего журнала фразу Сухова из «Белого Солнца пустыни» — «…и носило меня от Амура до Туркестана». Это потому что меня действительно носило по стране немало, пока я оказался тут, на берегах Невы. Родился в Иркутске, на берегах Ангары, в детстве уехали в Хабаровск, на берега Амура. Потом в 12 лет, в середине школы – Камчатка, а потом снова Хабаровск, учёба в институте. Затем опять Камчатка, ещё 11 лет. В 1996-м настали трудные времена, на северах всё обвалилось напрочь, собрался на материк – и снова в этот самый Хабаровск. Но там у меня не пошло дело, поработал ещё и во Владивостоке. А в 2003-м принял сложное решение и уехал с Дальнего Востока сюда, в мой любимый город. И нисколько не жалею, хотя тут уже 11 с лишком лет.

– Частые переезды чреваты, на мой взгляд, двумя вещами – необходимостью постоянно адаптироваться и частой сменой круга общения. И если с первым пунктом тут многое от человека зависит, то вот второй пункт наиболее болезненный. Всё-таки всем нам хочется иметь близких по духу людей рядом. Как у вас с этим дела обстояли? Вот, например, когда в Питер переехали, быстро нашли единомышленников? И вообще, искали ли. Или как-то всё само собой получилось?
Нормально обстояли. Как-то довольно быстро образовалось и в Питере. Первые годы я активно ездил в «велопитерские» экспедиции – Соловки, Валаам, Ленобласть, знакомился и там с народом, близким по духу. А потом уже и жж появился. И потом, я по жизни не особо-то контактный — к новым людям придирчив и внимательно присматриваюсь, прежде чем общаться ближе.

– Здорово, когда всё легко складывается. А в целом, как Вам в Питере по сравнению с Дальним Востоком?
Хорошо! Конечно, люди тут и там отличаются: по складу мышления, по кругозору, ещё по ряду признаков. Но. Тут, в Питере, жить невероятно интересно – постоянно общаюсь, нахожу новых интересных людей. Структура общества на порядок сложней. Много мероприятий, жизнь кипит, легко и недорого выбраться в разные стороны, я же немало езжу по разным краям. На Дальнем Востоке эта проблема стояла острей и гораздо дороже. Особенно на изолированной, по сути, Камчатке. Хотя, по друзьям с Северов порой скучаю: там, может, народ и проще, но цельней, выше взаимопомощь, надежней в сложной ситуации.


Китай, на реке Янцзы близ ГЭС «Три Ущелья». Языковой барьер всё равно не мешает общению 🙂

– Про «цельность» людей очень интересно! Как думаете, возможно ли всё-таки в большом городе, чтобы люди были такими же, как и в маленьких городах? Ведь почти для каждого из нас важна в друзьях поддержка и цельность. Почему же мы не такие?
Наверное, потому, что больше давит среда. Окружающая социальная среда в мегаполисе гораздо более агрессивна и людей не слишком наступательных заставляет прятаться в «скорлупку», или принимать неписаные «правила игры» для успеха среди себе подобных. Это есть. И это обстоятельство, на мой взгляд, и размывает цельность мегаполисного жителя. В небольшом городе с этим проще. Там тоже есть свои заморочки и неформальные рамки, но зато нет суеты, ориентации на эффективность, никто не требует быстро принимать решения, да и круг общения меньше. Меньше и разных девиаций, отклонений. Поэтому можно спокойно жить и вне «раковинки» 🙂

А вот что касается взаимопомощи – потому что Север. Жизнь в бытовом отношении сложнее, больше экстремального, изолированность, опять же. Там иначе никак, и это понимание формируется ещё с детства. Говорят, что на Кубани, к примеру, иначе – там тоже все по своим раковинкам, за железными заборами своего двора. Но я точно не знаю, этот регион мне слабо знаком.

– Вообще в жизни пользуетесь такими понятиями, как лучше-хуже? Можно от вас услышать что-нибудь из серии: в Питере люди лучше, а на Сахалине хуже?
Наверное, частично ответил на вопрос выше. А вообще, я осторожен с обобщениями: постоянные путешествия приучили к тому, что нет совсем черного и совсем белого. Нет однозначных оценок, и всегда есть какие-то тонкости, нюансы. Поэтому приходится оценивать общий баланс, как именно между собой соотносятся эти «хуже» и «лучше». Хотя сравнивать я очень люблю: города, устройство городской среды, поведение людей в городах, привычки, торговлю, транспорт…


Cтанция Сретенск: конец царской линии Забайкальской железной дороги

– А встречались ли вам два города, которые полная противоположность друг другу?
Чтобы прям «полная противоположность» – не знаю такого. Мы всё же в стране находимся в пределах одной цивилизации, и менталитет людей схож. Но в качестве условных полюсов «мегаполис – провинция» я бы предложил Москву и Сретенск Забайкальского края. Первая предельно жёсткая, динамичная, расчётливая, второй – являет собой пример спокойствия, отрешённости, отдаления от кипучих центров жизни.

– Если говорить об увлечениях, они у вас какие? Например, карты, железные дороги – это увлечения?
Были увлечениями раньше, безусловно, но карты и картография стали почти на десять лет моей основной работой, в одном из питерских издательств. С 2003 по 2012 гг. через мои руки прошло около 300 картографических проектов и переизданий карт, и одна большая энциклопедия – так что географию и топонимику не только Питера, но и России с Европой, и Азии пришлось выучить досконально и глубоко, на профессиональном уровне. Что касается железных дорог, то я интересовался ими ещё со школьного детства, с легкой руки моего покойного деда, Павла Степановича. Потом это вылилось в создание сайта «Веб-Энциклопедия Транссиба» (www.transsib.ru), «Кругобайкалки» – о Кругобайкальской дороге, многочисленные экспедиции по железным дорогам не только России, но и других стран.

Кстати, мой живой журнал во многом вырос на одной специфической фишке, которой не было у других: в отличие от подавляющего большинства путешествующих, я передвигался на поездах, и подробно описывал процесс именно поездки на поезде. Станции, вокзалы, люди, общение в поезде, торговля, как постепенно меняется мир вокруг… Другие стремились как можно быстрей попадать из пункта А в пункт Б, а меня занимал именно сам процесс передвижения, как таковой. В общем, такие описания оказались, как это сейчас модно говорить – «уникальным контентом». И я совершенно не предполагал поначалу, что это будет интересно столь многим.

– На мой взгляд, нет транспорта романтичнее, чем поезд. Вы наверняка за свою огромную путешественнеческую жизнь встречали миллион попутчиков. Есть, может быть, какая-нибудь история интересная в закромах на эту тему? Дружба с попутчиками случалась?
Да, бывало и так, что с некоторыми попутчиками потом поддерживал связь. Скажем, в конце 80-х ехал в поезде «Россия» из Забайкалья в Москву, соседом был седой дед. Оказалось – полковник ПВО и советский военный советник в Египте в конце 60-х. Человек с потрясающе интересной биографией. Ехали вместе четыре дня, он житель подмосковного Монино. Тогда этот город был закрытым. Пока ехали — наслушался рассказов про порядки у египтян и израильские войска. Многие рассказы натурально рвали шаблон, сформированный учебниками и книжками. Обменялись адресами.

А на следующий год меня послали во Вьетнам и я решил по пути через Москву заехать в это Монино. Написал ему. Он ответил, приезжай. И точно! Встретил меня на штабном газике у КПП, оформил пропуск, привёз к себе, потом в знаменитый авиамузей. Там у него директором был его друг и соратник по египетскому фронту.
Приезжаем в музей, он мне:
– Ну что, в какой самолёт хочешь залезть, посмотреть? Выбирай!
Я, не раздумывая:
– В Ту-114!

Летуны почесали в затылках, думали, что я выберу какой-нибудь истребитель — а этот «воздушный император» очень высокий. Но делать нечего, раз полковник пообещал. Разыскали техника, нашли высокую стремянку, подкатили. И так вот неожиданно я забрался в самолёт своей мечты 🙂 А все почему? Правильное знакомство в поезде!


Никогда заранее не знаешь, какие тебе в дальнем пути попадутся попутчики. Это загадка. Может повезти, а может и нет. На фото: поезд №1 «Россия» Владивосток – Москва, мои соседи. Слева направо: автор, пастор из Австралии (Мельбурн), повариха с погранзаставы на китайской границе (Казакевичево) с дочкой; лингвист с Бурятского университета (Улан-Удэ). Бывает и так. Часто узнаёшь о жизни много нового.

– Если не секрет, чем вы занимаетесь профессионально?
Сейчас – блогом (он поглощает всё больше сил), своими сайтами, периодически подворачивается аналитическая работа: жж даёт уникальные контакты, которые невозможно получить, просто работая в офисе с девяти до пяти. Я бы точней сформулировал так: созданием, обработкой и структурированием контента.

– То есть условно можно сказать, что над вами с 9 до 6 никто над душой не стоит и вы сами себе босс. Не все могут в таком режиме эффективно существовать. Нужен довольно высокий уровень самоорганизации. Он у вас изначально был высокими или с опытом пришло?
Со временем. Изначально так крайне сложно. Меня многому научил в начале нулевых опыт работы над проектом «Веб-Энциклопедия Транссиба», дал какие-то жизненные приёмы и методы побеждения собственной лени и неорганизованности. Хотя, сильно уж организованным себя назвать не могу, могу какие-то вещи делать спонтанно.

– В какой отрасли вы могли бы назвать себя экспертом?
В транспортной, в географической. Больше всего, конечно, в железнодорожном транспорте – если рассматривать его с точки зрения истории, географии и общего развития. Но интересуюсь и морским, довольно дотошно. Авиационным — в гораздо меньшей степени. Ещё – география, история картографии.


Мурманск, на борту атомного ледокола «Ленин». Уехал в Заполярье от аномальной питерской жары 2010 года.

– Сергей, а как вы оказались в ЖЖ?
Случайно, с подачи своих друзей. Причём они меня почти полгода уговаривали создать аккаунт. Долго не придавал никакого серьезного значения блогу, но постепенно пересмотрел свою точку зрения.

– Ник долго выбирали?
Нисколько не выбирал, он у меня с давних времён. Думаю, даже так: если бы это слово было занято, я бы вообще в этом жж не появился, наверное. История у него идёт ещё со школы: когда-то, классе в седьмом, я был на каникулах в Рыбачьем, у родственников.

Есть такая военно-морская база напротив Петропавловска-Камчатского. Так вот, будучи крайне любознательным отроком, нашёл «дырку», проник туда – не имея при этом никаких чётких целей. Просто хотел посмотреть подлодки ближе. Разумеется, меня там быстро изловили и доставили к местному командиру на разборки. Хотели поначалу сдать в Особый отдел, но в ходе строгой воспитательной беседы спросили: «ты вообще чего сюда проник? Что тебе тут надо?» Я возьми да и брякни: «в перископ хотел посмотреть». Дружный смех, а какой-то матёрый мичман проворчал из угла: «ну вот, тоже мне… Перископ на нашу голову нашёлся…». Конечно, всё это было с таким специфическим военно-морским жаргоном, это я тут кратко изложил.
Вот с тех пор и пошло. У меня везде был этот ник – и в первой электронной почте даже. Как-то сам собой прилип и привился. Так что, когда я сюда пришёл, не было ни секунды колебания, как мне назваться.

– Сейчас у вашего блога есть какая-то цель?
Нести процесс собственного познания мира в массы, отражать свои впечатления. Общаться, получать обратную связь и интересных людей в круг общения. Не могу сказать, что я веду блог из голого расчёта. Просто нравится этот процесс. Заводил блог когда-то тоже просто так, без дальних целей.

– А зарабатывать с его помощью удаётся?
Да. Где-то года два уже. И напрямую (реклама), и косвенно (полезные контакты, проявляющиеся затем в других проектах). Реклама и заработок – не самоцель, а приятное дополнение. И помощь в финансировании экспедиций в дальние края. Я не стараюсь частить с этим и не ставлю у себя в постах кучу рекламных плашек и кнопок автозафренда, мне это претит. Считаю, что тут надо иметь норму, не отталкивающую читателя. Но заработка через блог не стесняюсь.

– А другие блоги читаете?
Конечно! Но года два-три уже – заметно меньше, чем раньше. Много времени отнимает чтение и модерация комментов в своих постах и (сейчас) довольно большая переписка с читателями. Меня читают ведь не только в жж, но и «просто» читатели.

– Сергей, я от всей души желаю вам чтобы сил хватало на все-все проекты и дела. И чтобы вы и дальше продолжали радовать нас уникальным контентом и приятным общением в сети. Огромное спасибо за уделённое время. Мне было безумно интересно!