Илья Тихомиров нарисовал все станции нашего Петербургского метро

Илья Тихомиров нарисовал все станции нашего Петербургского метро
13.12.16

Самизнаетекто и в этот раз внёс заметный вклад в наше издание. На этот раз в качестве интервьюера. Его собеседник сегодня — Илья Тихомиров.

Петербургский художник Илья Тихомиров нарисовал все станции нашего Петербургского метро, некоторые станции метрополитенов других городов, баннер для метропроекта СПБблога и множество других красивых картинок. Петербургский Метрополитен давно дружит с ним, и организовал персональную выставку в своём музее. У Ильи уже огромное количество раз брали интервью всевозможные печатные издания и телевизионные программы, все вопросы задавались уже по сто раз, но я позволил себе задать вопросы в сто первый. И тема моя любимая, и с Ильёй давно знакомы.

Без реверансов и прелюдий. Когда и почему появилась идея рисовать метро?
Если глобально — всё к этому шло. Меня всегда интересовал общественный транспорт и метрополитен в частности. В феврале этого года моя жена придумала нарисовать «пешеходную карту» метро — это схема с указанным на ней временем между перегонами станций, за которое это расстояние можно пройти пешком, по улице. Ещё на этой карте есть условные обозначения: где идти приятно, где не очень, а где в принципе ходить не стоит. Во время работы над картой мы много обсуждали эти самые места. Как раз тогда появилась мысль показать, чем каждая станция особенна. Так началось «Метро в картинках».

Кстати, а твоя основная специальность и род деятельности какие?
По образованию пиарщик, учился в Политехе по этой специальности. Работаю по профессии, сейчас возглавляю отдел по связям с общественностью в строительной компании. Ещё часто спрашивают, нет ли у меня художественного образования. Нет, хотя что-нибудь почиркать любил всегда. Но более-менее серьезно стал что-то рисовать всего года два назад.

Какие серии были до метро?
«Метро в картинках» — первый большой проект. До этого были
зарисовки про Казань (с них вообще все началось), Великий Новгород, транспорт Будапешта и грустный стишок про «весёлую» ночь в плацкарте. Все эти работы можно посмотреть в паблике «Метро в картинках и другие».

Сейчас, я вижу, появилось что-то про «Аврору», про город. Расскажи, какие ещё есть серии?
История «Авроры», «выстрелившая» в июле, началась сильно раньше эпопеи с метро. Стихи (я зову их «поэма-быль») появились еще в 2014-м, в тот же день, когда крейсер отправился в Кронштадт. Картинки я думал через неделю закончить, потом через месяц, потом к ноябрьским праздникам… В итоге история была дорисована только к возвращению настоящего крейсера.
005.jpg
А еще летом вышла отдельная серия «Казанское метро в картинках». Да, снова Казань: я вообще часто бываю в столице Татарстана, город мне не чужой. Моя жена родом из Казани, там живут её родители. Как и в петербургских сериях, всё строится на местных реалиях. Картинки очень тепло были приняты в Казани, широко разошлись по казанским пабликам и СМИ.
Есть ряд проектов, над которыми я сейчас работаю как иллюстратор. А кое-что авторское, сугубо городское-петербургское, появится в ноябре. Тоже не без стихов, но ни слова там не будет о метро, обещаю!

А какая станция в метро нашем твоя самая любимая? И почему?
Они мне все уже как родные! Я люблю «Обводный канал», станция необычная и в то же время очень стильная. Еще многие станции первой очереди — ну как без них? И совершенным открытием, уже в работе над проектом, стала красота «Петроградской». Жаль только, что станционные двери там теперь чёрные, а не синие.

007.jpg

Знаю, что ты живёшь в том районе нашего города, в котором метро нет, но очень давно обещают. Как насчёт проекта по рисованию неосуществлённых станций?
Да, я парень с окраины, живу на Ржевке-Пороховых: лес и речка за окном, Всеволожск на горизонте. Ближайшая станция — «Ладожская», родная наша, где-то в получасе езды по пробкам. По одному из проектов развития прямо под окнами могло быть метро, по другому — в паре кварталов отсюда. Но я слабо верю, что ситуация в обозримом будущем изменится.
Мне и правда хотелось нарисовать то, чего нет и, возможно, никогда не будет. Наверное, поэтому в конце мая родилось «Омское метро в картинке». Именно в картинке: метрополитен Омска сейчас состоит из одной станции, которая с помпой открылась несколько лет назад… просто как пешеходный переход. Остальное заморожено на неопределенный срок. Омичи на шарж отреагировали бурно: питерский пиарщик троллит жителей Омска! (вот или вот) Мозоль есть мозоль. Я их прекрасно понимаю.

Я знаю, что ты работаешь над рисунками не один. Расскажи про свою музу? Как распределяются обязанности в вашем коллективе? Кто придумывает? Кто делает наброски? Кто чистовик? Кто раскрашивает?
Да, открываю страшную тайну. «Художник Илья Тихомиров» — это вообще-то два человека, я и моя супруга. Мы вместе придумываем сюжеты, обсуждаем, спорим. Всё метро с ней объехали! Я рифмую строчки, рисую картинки и крашу их маркерами, обработкой изображений занимается Аня. Именно благодаря ей все рисунки оживают, становясь такими, как вы их видите.

Мне всегда интересно, «как могло бы быть». Есть ли у тебя где-то коллекция набросков, которые так и не пошли в жизнь?
Да, конечно. Совсем другой была «Адмиралтейская». Возле «Владимирской» бродил человек, похожий на Достоевского. Идея выгнутых трамваев («Лиговский проспект») вообще родилась в работе над «Ладожской». Еще очень важны детали, без них картинка не играет, кажется незаконченной, и это жутко бесит! Парнасский муравей почти месяц жил без травинки, а облака вокруг Гидробашни Политеха — без витающих в них студентов.

Эскиз «Ладожской».

009.jpg

«Лиговский проспект», финальная версия.
011.jpg
И просто эскиз — тут угадываются будущий «Крестовский», «Горьковская» и не пошедшая в серию «Гостинка».

010.jpg

«Парнас» был еще в самой первой серии, но тот вариант даже вспоминать стыдно. А новый «Парнас» начинался так:

008.jpg

Финальная версия.

012.jpg
Адмиралтейская могла быть другой. Тоже, конечно, про ночное метро, но нет:

Наконец, Владимирская. Тут мысль шла по кругу. Итог мне нравится:

014.jpg

015.jpg

017.jpg

Часто ли бывает, что картинка не получается? Вот не идёт что-то — и всё.
Бывало не раз! Хуже всего с теми станциями, о которых даже аборигены не могут сказать ничего путного. Ни плохого, ни хорошего — просто ничего. В страшных муках рождались «Ленинский проспект», «Электросила», «Бухарестская». Непросто и с теми станциями, которые знаешь слишком хорошо. Тут проблемными для меня были «Ладожская», «Площадь Восстания», «Гостиный двор».

001.jpg
Обязательны ли стихи под картинками? Они дополняют основную идею? Понятны ли были картинки, если бы не было стихотворной составляющей? Неразрывны ли они?
В этой серии — да, необходимы. По крайней мере, мне без них никак. Читаю: «Илья Тихомиров нарисовал картинки о метро и придумал к ним подписи». Вообще-то всё наоборот. Это иллюстрации нарисованы к двустишиям. Все начинается с нехитрых рифм. Кстати, задача сделать строчки максимально простыми, плакатно-наивными — тоже часть проекта.

И да, кажется я не задал вопрос про другие увлечения. расскажи, чем ты ещё увлекаешься?
Увлечений разных много — вообще люблю чем-нибудь интересоваться. Из давних и постоянных — как я говорил, общественный транспорт, железная дорога. Я лет пятнадцать коллекционирую проездные билеты — автобусные, троллейбусные, железнодорожные… В какой-то момент понял, что такая коллекция для себя — это мертвый груз, стал выкладывать самые интересные экспонаты в интернет, что-то о них рассказывать. Второе увлечение — старые вывески, ленинградские ещё. Они сейчас ржавые и страшные, бесхозные потому что, но по шрифтовой работе многие из них заткнут за пояс наших современников. В общем, веду два тематических паблика вконтакте, которые я более-менее регулярно обновляю.

И машины ещё! Советские машины. Пройти ведь мимо не могу! Боюсь, рано или поздно это выльется в покупку собственного «Москвича» или «Волги». Пока держусь.

Ты нарисовал все станции нашего метро. А ведь была ещё одна, о которой далеко не все знают. Ну уж ты-то точно знаешь. И?
…и она тоже есть в полной версии проекта! Опубликовав пятую очередь «Метро в картинках», я больше недели ходил радовался, что всё, проект закрыт. А внутри что-то зудит: нарисуй «Дачное»! Да, эту станцию закрыли ещё в семьдесят седьмом, когда пустили участок Ленинский-Ветеранов. Но она упорно продолжает жить — как станция-призрак, станция-воспоминание. И как здание МРЭО-5 ГИБДД Кировского района, перестроенное прямо из платформы.
Её, кстати, любили киношники: есть три или четыре художественных фильма, на которых станцию можно разглядеть во всех деталях. Эти кадры гуляют по сетям и обсуждаются на форумах любителей метро. Горожане постарше помнят «Дачное» как единственную в Ленинграде станцию открытого типа: составы выныривали прямо на улицу, что для нашего метро экзотика. И даже метрополитен в начале сентября выпустил сувенирный жетон к её 50-летию.

002.JPG
В общем, картинку я нарисовал, опубликовал отдельным постом и включил в полный альбом. И что ты думаешь — на днях мне пишет мамина подруга, благодарит за то, что вспомнил её родную станцию! Лучше финала для всей истории не придумать, по-моему.

Спасибо тебе огромное и за слова, и за рисунки. Ждём от вас с Аней новых проектов, а пока внимательно изучаем то, что уже есть.